британский кот рассказ

А. Демкин

Выживание в автомобиле на трассе зимой в морозы.


  Нравится

Как выжить на трассе  зимой в застрявшей машине?
В российских и зарубежных новостных лентах в зимнее время регулярно проходят сообщения о гибели водителей и пассажиров от холода в застрявших на дороге автомобилях.  От чего погибают люди в мороз? Основная причина смерти – гипотермия, то есть снижение температуры тела ниже физиологической нормы, в результате которой происходят нарушения и угнетение деятельности основных органов: сердца, легких и головного мозга. Без своевременного оказания медицинской помощи, ключевым моментом которой является согревание организма, человек в состоянии гипотермии может умереть.

Как проявляется гипотермия?
Медицинский диагноз гипотермия ставится, когда температура ядра тела (измеряется в прямой кишке) опускается ниже 35 °C.  Температура поверхности тела обычно меньше температуры ядра на 0,5-1 °C.

Таблица 1 Клинические признаки гипотермии

Температура ядра тела, °C

Опорно-двигательная система

Неврологический статус

Дополнительно

Легкая степень гипотермии

36

Начало мышечного озноба для генерации тепла (увеличение теплогенерации в 2-4 раза)

Невнятная речь

Рост частоты дыхания и сердечного ритма.

34

Максимальный озноб

Нарастающая спутанность сознания. Нарушения координации.

 

33

Уменьшение озноба, возможны судороги

Ступор

Рост артериального давления, увеличение диуреза, респираторный алкалоз.

Средняя степень гипотермии

32

Практическое отсутствие озноба. Проявления ригидности мышц.

Расширение зрачков

Сердечные аритмии. Вспышки J-волн на ЭЭГ.

30

Ригидность мышц

Отсутствие сухожильных рефлексов.

Тяжелая гиповентиляция легких.

28

Ригидность мышц

Полная обездвиженность

Состояние шока. Отсутствие слышимых тонов сердца.

Тяжелая степень гипотермии

24

Человек выглядит как мертвый (но не мертвый!)

 

Высокий риск фибрилляции желудочков. Минимальные сердечные сокращения.

20

 

Изоэлектрическая ЭЭГ.

Асистолия (отсутствие сердечных сокращений).

Нарушения поведения при гипотермии
В состоянии гипотермии проявляются поведенческие нарушения: известен феномен пародоксального раздевания, когда замерзшие люди сбрасывают с себя одежду. В состоянии переохлаждения нельзя управлять транспортным средством из-за нарушений координации, восприятии, возможности судорог. У человека в состоянии гипотермии необходимо забрать оружие, так как из-за нарушений восприятия, повышенной раздражительности и агрессивности он может причинить вред себе и окружающим.

Кто подвержен наибольшему риску при гипотермии?
Из-за дисбаланса системы терморегуляции наибольшему риску переохлаждения подвержены дети, пожилые люди, больные люди.  Худые люди подвергаются большему риску переохлаждения по сравнению с людьми с нормальным и избыточным весом.

Повышенному риску переохлаждения подвергаются люди, принимающие лекарственные средства, влияющие на работу системы терморегуляции:  Неспецифические противовоспалительные средства, Транквилизаторы и антидепрессанты, Бета-блокаторы (Атенолол, Пропранолол), Диуретики (мочегонные средства), Препараты нитроглицерина, Антиартимические средства (Этмозин, Этацизин), Бронхорасширающие симпатомиметики (Беротек, Сальбутамол).
Переохлаждение наступает быстрее у людей в состоянии обезвоживания (часто возникает у водителей при длительных перегонах), у употреблявших алкоголь (из-за усиления теплоотдачи через кожные покровы).

Зимние дороги и выживание.
К поездкам в зимнее время нужно подготовиться заранее, предусматривая вероятность неожиданной остановки в результате поломки, аварии или метеорологических и природных   катаклизмов в безлюдных местах и / или в безлюдное время.  Известны случаи, когда неподготовленные водители погибали зимой в непосредственной близости от своего дома. Выезжая в дорогу на автомобиле зимой, вы должны быть подготовлены к самому плохому развитию событий.

Как одеваться в зимние поездки с учетом возможных непредвиденных обстоятельств?
Основная задача зимней одежды – как можно дольше сохранить  тепло, при этом, не допустив переохлаждения из-за намокания одежды от пота (вы быстро вспотеете в теплой одежде пытаясь согреться движением, производя действия с автомобилем, готовя себе убежище для выживания вне автомобиля).
Основной принцип использования одежды для профилактики переохлаждения при непредвиденной остановки на трассе: многослойность и отведение пота от тела для его испарения.
Нижний слой одежды не должен быть из впитывающих влагу тканей, таких как хлопок. Хлопковая одежда быстро намокает от пота, снега и работает как холодный компресс, способствуя очень быстрому переохлаждению. Для утепления тела лучше использовать современную спортивную дышащую синтетическую одежду, которая отводит пот от тела в вышележащие слои одежды для испарения (в том числе спортивное синтетическое (!) термобелье). При отсутствии такой одежды можно использовать одежду из шерстяной ткани. Наружные слои одежды также не должны быть из намокающих тканей. Джинсы моментально намокают в снегу, а спортивные лыжные, охотничьи, рыболовные или туристические  брюки – нет.
Чем больше будет слоев в вашей одежде – тем теплее она будет, так как каждый слой является «ловушкой» для воздуха, который является прекрасным теплоизолятором. После того как стало ясно, что вы не сможете выбраться из дорожной западни до прибытия помощи следует дополнительно утеплиться: надеть вторую пару носков, либо добавить в обувь импровизированные «портянки» из ткани или скомканной бумаги. Скомканная бумага может быть помещена и под одежду – она послужит дополнительным слоем утепления. Под основной головной убор (оптимально шапка-ушанка из «дышащих» синтетических материалов) может быть одета тонкая акриловая или шерстяная вязаная шапка.  При выходе на улицу лицо и органы дыхания следует защищать повязанным платком  «а-ля ковбой» или заматывать его шарфом. Такая защита лица предупредит потерю тепла при обветривании и защитит органы дыхания. Идеально, если вы заранее запаслись лыжной маской. Подойдет для укрытия лица и защиты органов дыхания и обычный строительный респиратор.
Если нет бумаги и запасной одежды для создания дополнительных слоев утепления, то в качестве дополнительного утепления могут использоваться большие пластиковые мешки для мусора: в один вступают ногами и затягивают на поясе. Во дне второго пакета прорезают отверстие для головы и одевают сверху. Чем больше будет слоев мешков – тем больше будет теплоизолирующих слоев воздуха.  Прекрасным утеплителем является одеяло или покрывало спасателя с отражающим металлическим напылением. Тончайший слой металла отражает обратно тепловое излучение тела и уменьшает теплопотери, что увеличивает вероятность благополучного выживания.

Резервный зимний комплект одежды для выживания в автомобиле.

  1. Зимние утепленные туристические сапоги или валенки.
  2. Запасные носки, нижнее белье, комплект синтетического спортивного термобелья.
  3. Вязаная шапка, шапка-ушанка.
  4. Запасные перчатки (оптимально – спортивные) и дополнительно – рукавицы. 
  5. Просторная зимняя куртка, желательно яркой окраски, которую можно надеть поверх обычной повседневной куртки.
  6. Самогреющие пакеты-грелки для стоп и рук.
  7. Спальный мешок.
  8. Отражающее одеяло (покрывало).
  9. Большие пластиковые мешки для мусора.
  10. Лыжная маска или респиратор.

Подготовка автомобиля на месте для выживания:

  1. Предупреждение ДТП.  При возможности уберите автомобиль с проезжей части на обочину. Обозначьте его положение с учетом возможности заноса снегом (или закапывания автомобиля в снег) шестами с повязанными полосами яркой ткани, отражающими полосками спасательного одеяла, полосками пластикового пакета, отдельными кусками знака аварийной остановки.  Повяжите ткань или отражающий материал на антенну.  При возможности установите знаки из шестов (в виде треног или шалашиков с повязкой ткани или отражающего материала) заранее по направлению  движения.  
  1. Утепление автомобиля.

А. Самым надежным способом утепления является закапывание автомобиля в снег. Оптимально, если слой снега поверх автомобиля составит не менее 20-30 см. Не забудьте оставить лаз для входа в авто.  Если еще осталось топливо для работы двигателя, то в снегу оставляется траншея для подачи воздуха к радиатору и траншея для отвода выхлопных газов. При отсутствии подвода воздуха и отвода выхлопных газов двигатель запускать нельзя. Можно надеть на выхлопную трубу шланг и вывести его выше уровня снега.

Б. Дополнительное утепление авто изнутри: с помощью водопроводной клейкой ленты (серая лента на тканой основе) заклеиваются щели дверных проемов, стыки оконных стекол и рамок.  Оставляется одно окно для вентиляции и входа-выхода.  Окна можно завесить одеялами (если есть) или утеплить заранее изготовленными многослойными панелями из фольгированного пенополиэтилена, закрепив их на окнах клейкой лентой. Такими же панелями можно утеплить днище автомобиля.

В. Уменьшение объема согреваемого воздуха внутри  автомобиля: возможно отделить часть салона одеялами, либо заполнить часть салона опавшими листьями (навалом, либо в мусорных мешках), либо надуть пластиковые мешки, завязав их и проклеив клейкой лентой.

  1. Отопление автомобиля. Если есть запас топлива и автомобиль хорошо заводится, то лучшей стратегией после утепления автомобиля будет его прогрев 10-15 минут каждый час. Такой режим позволит поддерживать положительную температуру длительный срок, так как вы не знаете, когда придет помощь. Не старайтесь поддерживать комфортную температуру – главное не допускать охлаждения тела и переохлаждения.  

Если топливо закончилось, то в утепленном снегом и нагретом автомобиле положительная температура может сохраняться до 4-6-ти часов.  Как только закончилось топливо, заклейте скотчем все вентиляционные решетки. Не забудьте оставить щель в окне для вентиляции.

Альтернативное отопление: если вы подготовились заранее и имеете в машине портативную газовую плитку со сменными баллонами, то вы можете использовать ее при наличии притока свежего воздуха.  В качестве источника тепла могут использоваться парафиновые свечи (для безопасности устанавливаются в пустые пивные или консервные банки, либо в «подсвечники» из алюминиевой фольги). При предварительной подготовке прекрасным отопительным прибором является жестяная банка из-под антисептика объемом 0,9 литра, в которую предварительно был уложен рулон туалетной бумаги без центральной гильзы.  Банка с рулоном туалетной бумаги заполняется 70% изопропиловым или этиловым спиртом и герметично закрывается крышкой  для хранения в автомобиле на экстренный случай (можно запаять банку в термоусадочную пленку или уложить в пакет с герметичной застежкой. Хорошо иметь с собой дополнительную бутыль со спиртом.  При необходимости обогреть машину банка открывается,  и поджигаются пары спирта. Они горят долго с выделением большого количества тепла. Затем в банку снова подливается спирт и цикл повторяется. На таком аварийном обогревателе можно разогреть пищу и вскипятить воду.  Такой отопитель можно использовать только при постоянном визуальном контроле и наличии огнетушителя под рукой.  Пламя в банке гасится путем закрытия горла банки крышкой. 

самодельная спиртовая горелка

 
Иллюстрация 1. Самоделная спиртовая горелка длительного хранения для обогрева автомобиля и приготвления пиши в экстремальных условиях.
  1. Наружное укрытие. Если известно, что топлива в машине мало, нет альтернативных источников обогрева, то нужно заранее (пока еще можно периодически отогреваться в машине) готовить внешнее убежище. Самым простым вариантом является двухуровневая (вход ниже – лежанка выше) нора в снегу. Также можно скатать из снега снежные комы для постройки небольшого домика по типу снежной иглу.  Слежавшийся снег можно пилить ножовкой или вырезать длинным ножом на блоки. Отапливать снежные постройки можно костром (в  том числе из запасок, наполнителей сидений), масляной горелкой с фитилем, спиртовой или газовой горелкой, свечами.  Убежище должно быть обозначено шестами со светооражающими элементами, лентами или полосами ткани.

Комплект для выживания в автомобиле зимой.

  1. Средства связи. Мобильный телефон, резервный аккумулятор, зарядка для телефона, радиостанция. При разрядке телефона и отстутствии зарядки его батарею можно отогреть в подмышечной впадине или в паховой складке. Возможно, что заряда тогда хватит на еще один звонок.
  2. Автомобильные приспособления. Запасная канистра с топливом, портативное пусковое устройство, комплект проводов для «прикуривания», буксировочный трос, цепи на колеса, мешок с песком или минеральный наполнитель кошачьего туалета, лебедка, домкрат, стальная саперная лопатка, топор, пила, нож, скребок для очитки окон, щетка для сметания снега, шланг на выхлопную трубу (для вывода из под слоя снега).
  3. Средства для обозначения автомобиля.  Знаки аварийной остановки, комплект отражателей, светоотражающая лента, красная или оранжевая полимерная лента, отражающая елочная гирлянда, батарея фейерверка, дымовая шашка, свисток, светодиодный фонарик с ручной подзарядкой, зеркальце.
  4. Средства для утепления автомобиля.  Лопата для снега, водопроводная клейкая лента в рулоне, большие пластиковые пакеты для мусора с тесемками, запасные одеяла, рулон фольгированного пенополиэтилена, либо заранее подготовленные многослойные панели для утепления окон.
  5. Средства для альтернативного отопления автомобиля. Портативная газовая плитка со сменными баллонами. Самодельная спиртовая горелка из банки для антисептика и рулона туалетной бумаги. Бутыль с 70% изопропиловым или этиловым спиртом.
  6. Топливо для обогрева наружного укрытия: упаковка топливных брикетов, жидкость для розжига, свечи, фольга, спички, зажигалка.
  7. Резервный запас еды.  Минеральная вода в маленьких бутылках. Консервы с едой или индивидуальный рацион питания (ИРП). Упаковки портативного беспламенного разогревателя продуктов (ПБРП). Несколько баночек энергетического напитка. Кофе в зернах. Галеты, сушки. Мед густой севший. Сало. Энергетические спортивные батончики.
  8. Медикаменты. Настоящая, а не имитационная автомобильная аптечка. Лекарственные средства, назначенные врачом. Адаптогены – таблетки Метапрот или Дибазол. Иммуностимулирующие и противовирусные препараты (Ингавирин). Препарат для восполнения потерь электролитов – Регидрон, либо поваренная соль, глюкоза в таблетках и Аспаркам.
  9. Радиоприемник на батарейках, толстая книга. Прослушивание преемника позволит узнать местные новости и прогноз погоды, поможет избежать сенсорной депривации. Чтение также позволит скоротать время и уменьшить явления психологического дистресса.

Стратегия выживания в автомобиле зимой.

  1. Сообщите о своем местонахождении по каналам связи экстренным службам и своим близким, друзьям.
  2. Уберите автомобиль с проезжей части (если возможно) и обозначьте  его положение с учетом заноса автомобиля снегом или закапывания его в снег (шесты со светоотражающими полосами, светоотражающими элементами, фрагментами знака аварийной остановки.
  3. Переложите аварийный комплект выживания из багажника в салон. Достаньте бутылочки с водой и начните согревать их в салоне, положив рядом с решеткой вентиляции. 
  4. В большинстве случаев автомобиль, если он не поврежден, является лучшим и самым безопасным убежищем для выживающих на трассе зимой.  Покидать целый исправный автомобиль можно в следующих случаях:

Во всех остальных случаях выход из автомобиля не рекомендуется. Спасателям гораздо легче обнаружить вас в вашем автомобиле. Автомобиль послужит защитой от холода, ветра и диких животных. Если вы устраиваете наружное убежище – делайте это вблизи автомобиля, либо обозначайте его нахождение размотанной  цветной полимерной лентой, протянутой от автомобиля к убежищу.

  1. Утеплите автомобиль путем засыпки его снегом, герметизации внутренних щелей и сокращения обогреваемого пространства.
  2. Не тратьте все топливо сразу: прогревайте  утепленный автомобиль каждый час в течение 15 минут. Это позволит поддержать положительную температуру в салоне и подзаряжать аккумулятор. Стратегия отопления должна быть направлена на длительное выживание, а не на поддержание комфорта.
  3. Сохраняйте спокойствие. При отсутствии переохлаждения и наличия питья человек может выживать длительный период. Убивает в экстремальной ситуации страх и паника, агрессия, ошибочные действия, переохлаждение,  переутомление и обезвоживание.
  4. Начните принимать препарат для повышения приспособляемости к тяжелым условиям (адаптоген) Метапрот. Прием Метапрота позволит дольше сохранить работоспособность, повысит устойчивость к переохлаждению  и к простудным заболеваниям. Препарат принимается 2 раза в сутки утром и днем после еды (если есть). Обычная дозировка составляет 250 мг на прием. При необходимости утреннюю дозу можно увеличить до 500 мг.  При массе тела свыше 80 кг – два приема по 500 мг. Продолжительность непрерывного приема – 5 дней. Далее 2 дня перерыв и повторный курс 5 дней. Метапрот противопоказан беременным.
  5. Для пикового повышения работоспособности в критические моменты можно использовать энергетический напиток, либо жевать кофейные зерна.
  6. Если очевидно, что помощь не прибудет до израсходования запасов топлива и средств для поддержания тепла в автомобиле, сразу же начинайте строить в снегу внешнее убежище рядом с автомобилем, где будет возможно развести огонь.  Заготовьте в убежище дрова или другие горючие предметы (запаска). Убежище должно иметь два уровня (вход ниже и лежанка выше) и отверстие в потолке для выхода дыма.  Докопавшись до открытой земли, вы получите источник 1-2 градусов  геотепла. Работать нужно так, чтобы по возможности не потеть и не переохлаждаться: небольшими отрезками времени с обогревом в еще работающем автомобиле. Во время обогрева можно съедать по небольшой порции меда.  Для предупреждения обморожения открытых участков кожи лица, кожу можно смазать салом и укрыть лицо платком или шарфом.  Заранее, до перехода во внешнее убежище  начните отапливать его с помощью свечей или других источников тепла.
  7. Спланируйте рацион – ешьте небольшими порциями, тщательно пережевывая пищу. Воду лучше пить теплую – холодна вода снизит температуру ядра тела. Бутылочки с водой можно подогревать на вентиляционных решетках автомобиля.  При отсутствии воды можно растапливать снег или лед (требует меньше затрат  энергии). При отсутствии возможности растапливать лед и снег, снег можно есть небольшими порциями, растапливая во рту. Поскольку снег и лед представляют собой бессолевой продукт дистилляции, то употребляя талую воду или поедая снег необходимо добавлять в них набор солей из препарата Регидрон.  При отсутствии Регидрона, добавляйте в воду поваренную соль, таблетки Аспаркам.
  8. При выполнении наружных работ необходимо есть мед или сало для снабжения организма энергией.
  9. Не пейте алкоголь – спиртное увеличивает теплопотери и угнетает активность головного мозга, что может быть смертельно опасно при переохлаждении.
  10. Находясь внутри автомобиля или убежища для предупреждения переохлаждения укрывайтесь дополнительным одеялом, находитесь в спальном мешке, укутывайтесь в отражающее одеяло или мусорные мешки, а а если вы не один – прижимайтесь друг к другу для сохранения тепла.
  11. Сон. Если людей несколько, то всегда назначается дежурный для контроля поступления свежего воздуха, отопительных приборов, возможных опасностей и прибытия помощи. 
  12. При отсутствии источников тепла лучший способ согревания – это движение с одновременным поеданием высококалорийной пищи (мед, сало).
  13. Сохраняйте надежду на спасение: выжить можно в самых ужасных зимних условиях!
    В 2012 году 44-х летний швед Петер Скилберг оказался в зимнем лесу у городка Умеа внутри застрявшего в снегу внедорожника, который вскоре завалило снегом.  Швед провел в машине 2 месяца с середины декабря по конец февраля при температуре минус 30 градусов, имея теплую одежду, спальный мешок, книгу с комиксами и небольшой запас закусок.  Когда еда и вода закончились, он питался пригоршнями снега.  Проезжающий мимо турист на снегоходе случайно обнаружил в лесу заваленную снегом машину и все еще живого Петера, который был в состоянии сказатьтолько "Хочу есть!".  Швед был успешно доставлен для лечения в госпиталь и спасен.

выживание зимой в автомобиле

 
Иллюстрация 2. Автомобиль шведа Петера Скилберга был похоронен под 70 см слоем снега. Фотография: Reuters.

выживание зимой в автомобиле

 
Иллюстрация 3. Покрытый изморзью салон автомобиля шведа Петера Скилберга, который выжил после 2-х месячного пребывания при температурах минус 30 С без еды. Фотография: Aftonbladet. .

Оказание первой помощи при ожогах
Оказание первой помощи при легком ранении
Оказание первой помощи при инсульте

Внимание! Все статьи носят информационный характер и ни при каких условиях не могут быть использованы в качестве руководства для диагностики и лечения заболеваний самостоятельно, без участия врача. Статьи могут содержать ошибки и неточности и являться отражением субъективного мнения автора. Если вы или кто-то из ваших близких заболел: пожалуйста, обратитесь за помощью к врачу, а не занимайтесь самолечением!

| © А. Демкин Первая помощь при кровотечении