[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
 
[an error occurred while processing this directive]

А. Демкин

Применение систем виртуальной реальности оказании помощи при боевом стрессе


  Нравится

К оглавлению раздела "Боевой стресс"

Системы виртуальной реальности в тренировочных, восстановительных и лечебных процессах при боевом стрессе. Компьютерные системы виртуальной реальности используются при лечении посттравматических стрессовых расстройств. С их помощью военнослужащие учатся преодолевать и перерабатывать травмирующие события в комплексе процедур когнитивно-бихейворальной терапии (КБТ) [1]. Терапия с помощью виртуальной реальности получила аббривиатуру VRET (Virtual Reality Exposure Therapy).  Системы виртуальной реальности помогают проводить такой элемент КБТ как экспозиционная терапия с максимальной эффективностью. Экспозиционная терапия помогает людям перестать избегать свои страхов, болезненных переживаний и воспоминаний, повернуться к ним лицом и научиться контролировать свой страх и негативные эмоции. Виртуальная реальность позволяет проводить постепенную контролируемую экспозицию обстоятельствам травмы наиболее безопасным образом под контролем врача, который помогает справиться с негативными тяжелыми переживаниями и эмоциями, используя когнитивную реструктуризацию.

[an error occurred while processing this directive]

Этот вид вмешательства помогает разобраться в болезненных воспоминаниях. Иногда пострадавшие помнят травмирующие события иначе, чем это происходило на самом деле. Они могут испытывать чувство вины или стыда о своих действиях или бездействии.  Специалист с помощью пошаговой реконструкции событий помогает людям с PTSD восстановить в памяти то, что происходило в реальности. Переработка травм во VRET ведется на примере трех виртуальных программ: «Виртуальный Вьетнам», «Виртуальный Ирак» и «Виртуальный Всемирный торговый центр». Терапевтическое вмешательство с использованием  VRET системы «Виртуальный Ирак» в случае с ветеранов войны в Ираке, страдающим PTSD  подробно демонстрируется в телесериале «Обмани меня» [16].  Эффективность лечения с помощью методик VRET при посттравматических стрессовых расстройствах составляет от 66% до 90% [2].

виртуальная реальность

 

 

 

Фотография 1. Терапевтическая сессия с использованием виртуальной реальности "Виртуальный Ирак" с элементами биологической обратной связи для пациента с PTSD.    

Еще один компонент КБТ с использованием VRET – это «прививка против стресса» (Stress Inoculation Training –  SIT).  Системы виртуальной реальности показали свою эффективность в специальных тренировках для предотвращении или ослабления стрессовых реакций. Методика SIT используются для подготовки лиц для работы в  стрессовых ситуациях (например, в боевых условиях или при работе в системе скорой медицинской помощи). Тренировки SIT  с помощью постепенного контролируемого увеличения воздействия стресс факторов повысить устойчивость человека к стрессу и научить качественно выполнять свои профессиональные или служебные обязанности в потенциально травмирующих условиях.  Такие тренировки снижают вероятность и выраженность проявлений PTSD [2].

виртуальная реальность

 

 

 

Фотография 2 . Использование систем виртуальной реальности в полевых условиях в Ираке (слева) и в условиях специализированного центра (справа).    

По состоянию на 2015 год имеются базовые версии VRET с 4-мя сценариями событий, которые используются в 70 центрах по контролю боевого стресса в США, и расширенные версии программного обеспечения с 14-ю сценариями событий используются в 14 центрах в США и на базе в Германии. В ближайшее время планируется применение системы виртуальной реальности в центрах контроля боевого стресса в Канаде. В настоящее время планируются к выходу сценарии «Сексуальная травма во время боевых действий» для жертв среди мирного населения. 
Ведущим специалистом по разработке систем виртуальной реальности для лечения PTSD является профессор Albert “Skip” Rizzo из Института креативных технологий (Institute for Creative Technologies – USC) Университета Южной Калифорнии в Плайа Виста (http://ict.usc.edu/ ). Институт разрабатывает тренировочные интерактивные среды виртуальной реальности следующего поколения для обучения методом «погружения» младших командиров армии США стандартным сценариям взаимодействия с подчиненными Emergent Leader Immersive Training Environment (ELITE), для тренировки офицеров ВМФ США Immersive Naval Officer Training System (INOTS), отработки боевых действий подразделений пехоты Combat Hunter Action and Observation Simulation (CHAOS) и другие перспективные системы для обучения и боевой подготовки военнослужащих.

Боевой стресс и компьютерные игры

Официальная компьютерная игра – боевой симулятор армии США «America’s Army» (http://www.goarmy.com/), впервые выпущенный в 2002 году, позволяет военнослужащим тренировать свои боевые навыки и повышать устойчивость к боевому стрессу. Симулятор «America’s Army» применяется в лечебном курсе для ветеранов, страдающих PTSD [3].  Игра – симулятор «America’s Army» имеется в школах всех штатов США и служит рекрутинговым целям, стимулируя старшеклассников выбирать службу в профессиональной армии США.

виртуальная реальность

 
Фотография 3. скриншот боевого симулятора «America’s Army».    

В то же время, использование даже самых простых компьютерных игр, таких как «Тетрис», приводит к снижению выраженности симптомов острых стрессовых реакций и PTSD. Наибольшую эффективность метод когнитивной блокады формирования устойчивых негативных воспоминаний с помощью конкурирующей интеллектуальной задачи в виде  игры в «Тетрис» в течении 12 минут имеет при использовании в первые четыре часа после воздействия потенциально травмирующих событий. Однако применение «Тетрис» и на следующий день после воздействия стресс-факторов позволяет в 50% случаев блокировать формирование навязчивых болезненных воспоминаний о травме [4].  

К оглавлению раздела "Боевой стресс"

Литературные источники:

1 Rothbaum B., Rizzo A., Difede J. Virtual reality exposure therapy for combat-related posttraumatic stress disorder / Rothbaum B., Rizzo A., Difede J. //Ann N Y Acad Sci, 2010. – 1208: – P.126-132.

2 Wiederhold,B.K. Wiederhold, M.D. Virtual Reality for Posttraumatic Sterss Disorder and Stress Inoculation Training / Wiederhold, B.K. Wiederhold, M.D. //Journal of CyberTherapy and Rehabilitation, 2008. – Vol.1 (1). – P.23-36

3 Mead, C. War Play: Video Games and the Future of Armed Conflict / Mead, C. – Boston –N.Y.: Houghton Mifflin Harcourt, 2013

4 James, El.L. et al. Computer Game Play Reduces Intrusive Memories of Experimental Trauma via Reconsolidation-Update Mechanisms / James, El.L. et al. – Psychological Science Online, 2015. – July 1.

Внимание! Все статьи носят информационный характер и ни при каких условиях не могут быть использованы в качестве руководства для диагностики и лечения заболеваний самостоятельно, без участия врача. Статьи могут содержать ошибки и неточности и являться отражением субъективного мнения автора. Если вы или кто-то из ваших близких заболел: пожалуйста, обратитесь за помощью к врачу, а не занимайтесь самолечением!

| © А. Демкин Боевой стресс и Посттравматические стрессовые расстройства.