британский кот рассказ

А. Демкин

Общеармейская программа Комплексная подготовка солдата и членов семьи Comprehensive Soldier & Family Fitness (CSF2).


  Нравится


К оглавлению раздела "Боевой стресс"

Военная академия в Вест Пойнте (USMA) стала первым высшим учебным заведением Армии США, где применялись комплексные методики психологической подготовки для улучшения показателей учебы кадетов. В 1993 году в USMA на основе существовавшего с 1989 года Центра улучшения спортивных показателей  и программы Чтения и учебных навыков был открыт Центр для повышения эффективности (Center for Enhanced Performance – CEP). Работа центра была направлена на достижение кадетами USMA высоких показателей в академической учебе, на спортивной площадке и в военной подготовке, сочетая спортивные принципы достижения высоких результатов с эффективными психологическими и учебными методиками.  После того как выпускники USMA стали занимать командные должности в действующих частях, они стали часто обращаться в CEP для проведения полевых тренингов для их подразделений.

В период с 1999 года по 2004 год CEP USMA отправлял в действующую армию мобильные команды преподавателей (Mobile Training Teams – MTT). Практика мобильных групп показала свою высокую эффективность, и возможности центра перестали отвечать растущим запросам на работу с воинскими коллективами. С 2004 по 2006 год велась разработка всеармейской программы, способной заполнить пробел в специальной психологической подготовке военнослужащих Армии США. В 2006 году в Форте Брегг начал работу первый армейский Центр повышения эффективности (Army Center for Enhanced Performance - ACEP). После получения положительных результатов работы с личным составом по стране было открыто восемь дополнительных центров ACEP. В 2010 году центры ACEP стали частью всеармейской программы  Комплексной подготовки солдата (Comprehensive Soldier Fitness  - CSF), направленной на укрепление состояния здоровья военнослужащих и показателей эффективности их служебной деятельности.  В 2011 году был открыто уже 12 центров подготовки, а программа получила название Комплексная подготовка солдата  и развитие его эффективности и повышении устойчивости (CSF Performance and Resilience Enhancement Program CSF-PREP)[1]. В 2010 году, когда стало очевидно, что невозможно повышать эффективность служебной деятельности военнослужащих и их устойчивость к явлениям боевого и служебного стресса без решения их домашних и семейных проблем, в программу подготовки были включены члены семей военнослужащих. Программа получила название Comprehensive Soldier & Family Fitness (CSF2). Штаб квартира программы находится в Пентагоне. В настоящее время в систему подготовки CSF2 включены 1.1 миллиона человек (военнослужащие, резервисты, национальная гвардия, вспомогательные службы, гражданский персонал).
Руководящим документом по программе CSF2 является наставление Army Regulation 350-53 [2]. Программа подготовки CSF2 осуществляется в пяти измерениях (аспектах):

  1. Физическое измерение.
  2. Эмоциональное измерение.
  3. Социальное измерение.
  4. Духовное измерение.
  5. Семейное измерение.

Целью реализации программы CSF2 являются вооруженные силы, состоящие из физически здоровых и психологически сильных солдат и гражданского персонала, которых поддерживают члены их семей, чья профессиональная пригодность, высокая адаптивность и устойчивость к явлениям боевого и служебного стресса позволяет им процветать в военной и гражданской сфере и удовлетворить широкий спектр оперативных требований Армии США. 
Программа CSF2 не предназначена для замены лечебно-диагностических мероприятий. Задача программы обеспечить военнослужащих навыками и умениями для формирования эффективных механизмов защиты от воздействия неблагоприятных и травмирующих психологических факторов, чтобы участие в боевых действиях и неблагоприятные факторы несения повседневной службы приводили к меньшему снижению боеспособности и меньшему количеству стресс-зависимых психических расстройств.  Программа CSF2 основана  на принципах доказательной медицины, результаты ее применения постоянно анализируются и оцениваются для корректировки ее развития, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей.   
Программа CSF2  включает в себя перманентное сопровождение военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала путем регулярного тестирования и обучения прикладным психологическим и физическим практикам и тренингам для выработки механизмов устойчивости и повышения качества и насыщенности физических, эмоциональных, социальных, духовных и семейных аспектов жизни посредством непрерывного саморазвития. Модель программы травмы CSF2 предусматривает выход за пределы исключительно профессиональной жизни, предлагая целостную (холическую) программу личностного роста и развития, где профилактика стресса является лишь одним из элементов системы подготовки [3].
Курс комплексной психологической подготовки CSF2 проводится на всех основных уровнях системы военной подготовки: базовой боевой подготовки, командирских и командных курсах, сержантских курсах, курсах подготовки офицеров резерва, при подготовке кандидатов в офицеры. Курс CSF2 проводится и в системе профессионального военного образования Армии США. Новички в армии или  кадеты - «плебсы»* в военных академиях  получают детальные инструкции и тренинги по развитию прикладных психических и физических навыков для повышения эффективности службы, обучения или действий в современном бою. Младшие командиры проходят специальные тренинги в учебных центрах программы CSF2, чтобы научиться, как развивать требуемые качества у подчиненных. Из числа военнослужащих и их супругов готовятся наставники  для проведения регулярных тренингов на ротном уровне. Для высшего армейского командования разработаны краткие 4-х, 8-и и 16-ти часовые тренинги для улучшения показателей их служебной деятельности.

Программа CSF2 состоит из четырех основных элементов:
1. Тестирование и оценка.
Дважды в год проводится оценка психологического и физического состояния военнослужащего с использованием инструмент Глобальной оценки (Global Assesment Tool GAT2.0) интегрирующий психометрические методики в сочетании с результатами физиологических функциональных  проб и результатов Армейского теста физической подготовки  (Army Physical Fitness Test - APFT). Элементы программы CSF2 проводятся как непосредственно в подразделениях, так и в армейских учебных центрах. Заниматься по программе CSF2 можно и самостоятельно, в соответствии с индивидуальными потребностями используя онлайн доступ к ресурсам программы CSF2 http://csf2.army.mil/ и  https://armyfit.army.mil **

онлайн психофизиологическое тестирование в армии США

Иллюстрация 1. Скриншот интерфейса Инструмента глобальной оценки GAT 2.0  информационной системы ArmyFit ™   c оценкой состояния в пяти основных измерениях, факторов умственной и физической   работоспособности (сон, физическая активность, питание) и мотивирующей условной оценкой биологического возраста по показателям физической подготовки и физиологических функциональных проб.    

Мониторинг состояния ведется с помощью онлайн автоматизированной системы в защищенной среде .mil и сопровождает военнослужащего с этапа отбора на военную службу и до выхода на пенсию. Таким образом, благодаря программе CSF2 отслеживается степень физической и психологической боеспособности всей Армии в целом, каждого подразделения в отдельности и профессиональная пригодность каждого военнослужащего или гражданского специалиста.
Благодаря интеграции результатов оценки GAT 2.0 с электронными базами данных персонала, армейское командование и научно-исследовательские подразделения могут быстро проводить оценку психологических и физиологических результатов проводимых тренировок, учебных занятий, оценивать состояние отдельных военнослужащих или целых подразделений перед выходом на боевую задачу или после возвращения из зоны боевых действий. Применение глобальной оценки позволяет высшему командованию оценивать потенциальную боеспособность каждого отдельного подразделения, что может помочь при принятии оперативных решений боевого управления и планирования.
Онлайн система GAT2.0 используется для программы индивидуального саморазвития военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.  Каждый аспект (измерение) онлайн оценки состояния основан на валидизированных психометрических методиках в четырех основных сферах: эмоциональной, социальной, семейной и духовной.

онлайн психофизиологическое тестирование в армии США

Иллюстрация 2. Пример методик, лежащих в основе онлайн оценки  социального, эмоционального, духового и семейного измерений (аспектов) состоянии военнослужащего в системе GAT 2.0.       

Физический компонент подготовки дважды в год оценивается по результатам армейского теста физической подготовки (Army Physical Fitness Test - APFT), который состоит из трех элементов: бег на две мили, приседания и отжимания. Стандарты минимальных показателей годности распределены по половозрастной шкале.  Минимальный проходной балл составляет 180 пунктов (60 пунктов по каждому тесту). Дополнительно к тесту физической подготовки оценивается процент содержания жировой такни в организме, уровень артериального давления, концентрация в крови липидов и глюкозы,  максимального потребления кислород. Совокупность результатов используется для оценки уровня физической подготовки и выдаче рекомендаций по тренировкам и питанию. 

Психологическая устойчивость - резилианс.  
В англоязычном научном обороте используется  применительно к целям специальной психологической подготовки военнослужащих используется термин «resilience»*** (резилиэнс, резилианс, резильянс), который означает универсальное повышение психологической устойчивости по всем аспектам жизни и профессиональной деятельности военнослужащих, в том числе устойчивость при явлениях боевого  и служебного стресса. Термин «психологический резилианс» встречается в западных научных публикациях с 1973 года. Комплексную концепцию психологического резилианса описал в 1987 году врач Майкл Руттер [4]. Концепция резилианса подразумевает действие основанных на преимущественно внутренних ресурсах  психологических механизмов,  которые защищают людей от психологических рисков, связанных с воздействием неблагоприятных факторов: 1) сокращения воздействия риска, 2) уменьшение цепных негативных реакций, 3) создание и поддержание самоуважения и эффективного самосознания и 4) открытие новых возможностей и личностный рост. 
В отличие от традиционных подходов к оказанию помощи при явлениях боевого и служебного стресса после воздействия потенциально травмирующих факторов и событий, программа CSF2 предлагает активную всеармейскую профилактику негативных последствий боевого и служебного стресса. Тренинги и занятия по программе CSF2 приводят к уменьшению выраженности у военнослужащих острых дезадаптивных реакций боевого стресса и отдаленных последствий в виде посттравматического стрессового расстройства. С другой стороны  программа CSF2 помогает  стимулировать у комбатантов посттравматический рост**** (Post Traumatic Growth – PTG), являющийся оборотной «позитивной» стороной отдаленных последствий боевой психической травмы [5].
Программа CSF2 обеспечивает не только повышение стрессустойчивости военнослужащих и улучшение показателей их профессиональной деятельности, но и комплексное профилактическое воздействие среды – как служебной, так и домашней. В программе предусмотрена работа с членами семей военнослужащих и их специальная психологическая подготовка как для успешной психологической подготовке к служебной деятельности, адаптации военнослужащего по возвращении из боевых служб, так и на переходе к гражданской жизни.
Программы психологического резилианса выстраиваются на каждом уровне Армии США и сопровождают военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал на всем протяжении службы и выполнения профессиональных обязанностей.
Реализация специальной психологической подготовки является непрерывным прогрессирующим процессом в течение всего периода службы с постановкой новых тренировочных и учебных задач по мере достижения определенных результатов. 

Индивидуальное обучение.
При индивидуальной работе по программе CSF2, после первичной оценки своего состояния пользователь может перейти в закрытую социальную сеть интерактивного саморазвития программы CSF2  ArmyFit ™, где возможно получить информацию, помощь и поддержку онлайн от экспертов в каждом из пяти аспектов (физический, эмоциональный, социальный, семейный, или духовный) профессиональной или личной жизни военнослужащего. Военнослужащим на основании результатов тестирования  предлагаются индивидуальные программы саморазвития  с проведением промежуточных тестирваний и оценок результатов на пути к поставленным целям. На основании оценки динамики изменений в курсе подготовки делаются необходимые корректировки.  Все этапы подготовки документируются в армейской Цифровой системе подготовки кадров (DTM), что помогает высшему командованию анализировать эффективность различных программ подготовки.
В среде ArmyFit ™ пользователи могут общаться друг с другом, устанавливать личные цели достижения в каждом из измерений, делиться опытом, получать советы и зарабатывать мотивирующие бейджи, свидетельствующие о достижении поставленных целей саморазвития. Настройки позволяют установить индивидуальный уровень конфиденциальности для каждого пользователя.   Система содержит интерактивные обучающие видео по самым различным аспектам во всех измерениях, например: «Смешанные семьи военнослужащих», «Повышение стрессоустойчивости у подростков», «Эффективная коммуникация» и т.п. Длительность каждого учебного видео не превышает 15 минут.

система комплексной подготовки солдат армии США

Иллюстрация 3. Скриншот интерфейса системы ArmyFit ™ с обучающим видео, рекомендациями и доступом к онлайн консультациям экспертов.         

Система наставников-инструкторов
Для расширенной очной подготовки и помощи в рамках программы CSF2 была разработана система подготовки наставников (Master Resilience Trainers – MRTs). Для подготовки наставников по программе CSF2 командование отбирает солдат, унтер-офицеров, жен военнослужащих (волонтеры из групп Семейной готовности - Family Readiness Group) и гражданский персонал. Интенсивный курс подготовки  наставников в одном из 16 учебных центров, университете Пенсильвании и других учебных заведениях  длится 10 дней. По окончании обучения наставники возвращаются в свои подразделения, где проводят психологические тренинги для военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. Кроме того, наставники имею возможность ежедневно консультировать военнослужащих по неотложным вопросам.

В настоящее время в войсках подготовлено 19000 MRT. Планируется довести подготовку наставников до 7000 человек в год, чтобы обеспечить каждую роту в Армии США индивидуальным MRT. С 2013 года по директиве Секретаря Армии США ведется интенсивная подготовка наставников из числа жен военнослужащих, чтобы каждая ротная группа Семейной готовности имела своего подготовленного MRT. Ротные наставники по психологической подготовке проходят регулярные аттестации на соответствие уровня преподавания стандартам  CSF2.

Наставники обучают военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал приемам повышения умственной работоспособности и управления эмоциональным состоянием. Полный курс проводится только в учебных центрах и включает следующие элементы:

Вне учебных центров наставники обучают только двум базовым элементам системы. Каждое подразделение на ротном уровне проходит психологические тренинги как минимум один раз в год.

Специальные психологические тренинги военнослужащих в программе подготовки Comprehensive Soldier and Family Fitness (CSF2).

1 Ментальные способности.

Развитие ментальных способностей является базовым курсом, на котором строятся    остальные компоненты программы развития. Этот компонент включает в себя знакомство с качественными и количественными показателями показателей эффективности деятельности на уровне отдельного военнослужащего и целого подразделения, понимание физиологической природы высокой производительности и эффективности деятельности, взаимосвязи между уровнем подготовки и доверительным отношением (открытым для восприятия нового разумом). Военнослужащим демонстрируется взаимосвязь между мыслями, эмоциями, психологическими состояниями и достижением высоких результатов в профессиональных показателях. На основе работ психологов М. Чиксентмихайи (1990), А. Эллиса и У. Драйден (1987) и К. Равиццы, (1977, 1984) военнослужащие обучаются практике вхождения в состояния «потокового сознания» в котором возможно достижение пиковых показателей умственной и физической производительности и эффективности, которая может быть использована в экстремальных боевых ситуациях.  

2. Уверенность.

Уверенность является еще одним важным психологическим компонентом,  обуславливающим высокие показатели профессиональной деятельности военнослужащего. В армейском полевом руководстве  Army Field Manual AF-66 термин «уверенность» приводится более 60 раз в качестве непременного атрибута действий в критических ситуациях. В психологических тренингах CSF Performance and Resilience Enhancement Program (CSF-PREP)  на основании работ А. Бандуры (1977) и М. Селигмана (1991) военнослужащие обучаются методике укрепления характера и уверенности на основе контроля мыслей, фокусировке внимания на позитивных и оптимистичных моментах и обучению конструктивным реакциям в экстремальных ситуациях. Военнослужащим показывают связь между высокой адаптивностью, гибкостью психики и принятием оптимальных решений и успеха в экстремальных ситуациях [6] .

3. Постановка и достижение целей.

Умение правильно ставить цели является критичным как для профессионального, так и для жизненного успеха человека. Обучение процессу постановки целей в психологическом тренинге CSF-PREP начинается с определения основных ценностей, закладывающих направление жизни в целом. Эти основные ценности закладывают  фундамент, который военнослужащие могут использовать, чтобы установить профессионально значимые цели  и определить реальные шаги для их достижения. Психологический тренинг достижения целей идет далеко за рамки традиционного составления списка пожеланий и определения промежуточных целей и шагов к их достижению. Во время тренингов добиваются высокой личностной вовлеченности в процесс планирования, обучают человека мыслить дальше «минимальных» стандартов и привычных «норм», чтобы добиться большего. После того как устанавливаются амбициозные цели достижения, способные стимулировать развитие личности и общей культуры человека,  у военнослужащего формируются приоритеты, направления действий, вырабатываются образы достижения и вера в промежуточные и финальные результаты.

4. Управление вниманием.

Модель управления вниманием в курсе CSF-PREP предоставляет обучающимся более широкое понимание того, как работает внимание и какова его роль в достижении целей и высоких показателей в профессиональной деятельности и в боевых условиях. Военнослужащие обучаются методикам управления внимания, его концентрации, способности «пребывания в моменте», основанной на модели индивидуальных стилей внимания Р. Нидеффера (1976). Цель тренингов по управлению вниманием военнослужащих состоит в развитии способностей моментально оценивать весь поток входящей информации, вычленять критические для успеха или выживания компоненты, фокусировать на них внимание и выполнять в каждую  единицу времени наиболее важные действия. 
Практика управления вниманием играет ключевую роль создании «психологической ловкости», противодействию принудительной фиксации внимания и быстрого восстановления фокуса внимания при его рассеивании.

5. Саморегуляция.

Используя технологии биологической обратной связи, военнослужащие обучаются техникам саморегуляции психофизиологических реакций в повседневной жизни и условиях боевого стресса, учатся контролировать и направлять переживания, мысли и эмоции для развития самообладания и психической устойчивости. Специальные методики релаксации позволяют военнослужащим научиться быстро восстанавливать силы, регулировать сон, сохранять, восстанавливать и использовать психическую энергию с наивысшей эффективностью.

6. Креативное направленное воображение.

Использование техники креативного направленного воображения (техника визуализации достижения целей) на основе работ  Р. Вилей и К. Гринлиф (2010) позволяет улучшить практически все аспекты профессиональной деятельности и жизни военнослужащих, включая обучение, подготовку, выполнение боевых задач, восстановление и лечение.
Функциональная гипотеза креативного направленного воображения предполагает, что    образное психическое отображение навыка, действия или события  вызывает те же нейрофизиологические процессы, как и реальные процессы. Это означает, что визуализируемые воображением действия и события функционально эквивалентны реальным физическим действием умения. Залогом нейрофизиологической эквивалентности образных и реальных  событий является глубокая пошаговая проработка отрабатываемых навыков, умений или действий: выстраиваемые образы должны включать в себя  все физические ощущения, которые испытывает человек в реальной жизни. Построение образов достижения должно отражать внешнюю среду с учетом ее реакции, детальное прочувствование  выполняемых действий или достижений на физическом уровне и эмоциональном уровнях.

7. Духовные занятия.

Одним из элементов развития устойчивости и адаптивности в рамках программы CSF2 являются занятия по развитию духовности. В высших военных учебных заведениях США существуют клубы духовной взаимоподдержки, которые организуются исходя по конфессионному признаку. Например, в USMA при поддержке командования существует 9 кадетских христианских духовных  клубов, 2 католических клуба, 2 иудейских и 1 мормонский клуба. Кроме того даже мелкие группы духовной поддержки из малочисленных в USMA конфессий, таких как индуисты, буддисты, мусульмане и виккане имеют полную официальную поддержку со стороны должностных лиц академии, капелланов и получают помощь и поддержку со стороны профессиональных психологов. Кроме того равными правами пользуется и Светский студенческий альянс, оказывающий поддержку кадетам-атеистам.  Занятия по повышению устойчивости и адаптивности включают в себя молитвенные и другие духовные практики, оказание помощи и поддержки кадетам в трудные моменты жизни.

Контроль и оценка результатов программы CSF2.

В рамках программы CSF2 производится постоянная оценка эффективности проводимых мероприятий с помощью научных исследований, проводимых армейской исследовательской группой и внутренних инспекций. По результатам исследований публикуются технические отчеты об эффективности внедрения программы.   Основные результаты этих исследований показывают, что солдаты, которые проходили тренинги по психологической подготовке у наставника, обладали более высоким уровнем нервно-психической устойчивости и имели лучшие показатели психического здоровья с течением времени по сравнению с солдатами, которые не проходили специальную психологическую подготовку. Кроме того, в подразделениях проходивших тренинги на уровне ротных наставников было выявлено на 60% меньше случаев выявления алкогольной и наркотической зависимости, и на 13% меньше случаев тревожных расстройств, депрессии и посттравматического стрессового расстройства по сравнению с подразделениями, не проходившими подготовку у ротных MRT [7]. Применение программы  CSF-PREP  у военнослужащих ударных бригад, участвующих в боевых действиях показало, что на уровень психологической устойчивости и адаптивности, выраженности явлений боевого стресса и посттравматического стрессового расстройства коррелирвал с результатами тренингов по саморегуляции, развитию уверенности и построению целей [1].

Программа CSF2 постоянно развивается на основе получаемой обратной связи из войск и результатов исследований эффективности ее применения. В программу добавляются новые элементы подготовки и компоненты. Значительные позитивные изменения  в Армии США после внедрения всеармейской программы психологической подготовки открыли возможности для ее использования в других крупных организациях и службах, как государственных, так и частных.

В рамках реализации программы CSF2 Армия США нанимает на работу профессиональных психологов с базовым окладом $60 000+ в год. На 2013 год недоукомплектование психологических кадров в Армии США составляло 20%. Среднее годовое вознаграждение военных психологов исследователей в 2015 году составляет $92 000 и бесплатную медицинскую страховку. Пенсионный план военных психологов в США после 20 лет службы составляет 50% годового дохода и бесплатную медицинскую страховку.


* Наименование кадетов - первокурсников в USMA.

** Доступ к ресурсам с территории России закрыт, как и к большинству государственных и военных сайтов США, содержащих большое  количество научной и методической информации.

*** Resiliance – [рЭ’ зИлиэнс] – буквальное значение: упругость, эластичность: возможность объекта сохранять форму после воздействия.

**** Позитивные посттравматические психологические изменения, приводящие к личностному росту, постановке и достижению новых целей, улучшению адаптивности.

К оглавлению раздела "Боевой стресс"

Литературные источники:

1 Hammermeister J. et al. Military applications of performance psychology methods and techniques: an overview of practice and research from the U.S.Army / Hammermeister J. J.of Performace Psychology. – 2011. - Iss. 3

2 Comprehensive Soldier and Family Fitness. / Army Regulation 350-53. Headquarters, Department of the Army. Washington, DC – 2014.

3 Cornum Rh. et al. Comprehensive Soldier Fitness / Cornum Rh. et al. American Psychologist. – 2011. – Vol. 66. – No. 1. – P. 4–9.

4 Rutter M. Psychosocial resilience and protective mechanisms / Rutter M. Am J Orthopsychiatry. –1987. – Jul;57(3). – pp.:316-331.

5 Tedeschi R. Can We Facilitate Posttraumatic Growth in Combat Veterans? / American Psychologist – 2011. – 66(1). – pp.19-24.

6 Williams, J. M., Zinsser, N, & Bunker, L. Cognitive techniques for building confidence and enhancing performance. / Williams J. M. (Ed.), Applied Sport Psychology (6th ed.). Boston: McGraw-Hill. – 2010. – pp. 305-335.

7 Harms, P.D. et al. "Report #4: Evaluation of Resilience Training and Mental and Behavioral Outcomes" / Harms, P.D. The Comprehensive Soldier and Family Fitness Program Evaluation – 2013 – (4): 19. – April.

Внимание! Все статьи носят информационный характер и ни при каких условиях не могут быть использованы в качестве руководства для диагностики и лечения заболеваний самостоятельно, без участия врача. Статьи могут содержать ошибки и неточности и являться отражением субъективного мнения автора. Если вы или кто-то из ваших близких заболел: пожалуйста, обратитесь за помощью к врачу, а не занимайтесь самолечением!

| © А. Демкин Боевой стресс и Посттравматические стрессовые расстройства.